Внимание — один из главных психических познавательных процессов. Хорошее внимание – это залог раннего развития ребёнка и его дальнейших успехов в учёбе.
Дорогие родители, занимайтесь с детьми, уделяйте детям как можно больше внимания, помогите им овладеть необходимыми умениями и навыками, которые так пригодятся в школе.
* Подобные задания можно найти на развивающих сайтах в интернете, но будьте внимательны при выборе упражнений и не забывайте о том, что задания должны соответствовать возрасту ребенка.
Материал подготовила социальный педагог Елена Кишкина
ЧЕГО НЕ СТАЛО?
(развиваем наблюдательность)
Нужно подготовить ряд предметных картинок (например: яблоко, кошка, стул, цветок, мячик и т.д.), причем изображенные на картинках объекты должны быть хорошо знакомы ребенку по жизненному опыту, т. е. ребенок должен четко понимать, что он видит. Картинки для запоминания должны быть разноплановыми, изображенные предметы не должны принадлежать к одному классу, группе и не должны иметь внешнего сходства.
Ход занятия.
Перед ребенком раскладываются картинки, и дается инструкция: «Посмотри внимательно на эти картинки (при этом проговариваем названия изображенных предметов) и запомни их. Когда ты закроешь глаза, я спрячу одну картинку, а ты потом скажешь, что я спрятала».
Если ребенок легко справился с заданием, можно увеличить число картинок в ряду и спрятать две или несколько картинок. Картинки можно заменить на любые знакомые ребенку предметы или игрушки.
ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?
(развиваем объем внимания)
Подготовка та же, что и в первом упражнении.
Перед ребенком кладут в ряд картинки и предъявляют следующую инструкцию: «Посмотри внимательно на эти картинки и запомни их. Сейчас ты закроешь глаза, а я какие-то картинки перепутаю (поменяю местами). А ты потом положишь картинки так, как они лежали в самом начале».
Сначала местами меняются только две картинки, если ребенок легко справился с заданием, меняем две-три пары картинок.
Можно объединить первое и второе задания — 1 картинку спрятать, 2 поменять местами.
Картинки можно заменить на любые знакомые ребенку предметы или игрушки.
НАЙДИ ОТЛИЧИЕ
Все ребята с удовольствием любят рассматривать картинки. Можно сочетать полезное с приятным. Предложите малышу взглянуть на картинки, где, например, изображены две белки или два снеговика. На первый взгляд они совсем одинаковые. Но, всмотревшись внимательнее, можно увидеть, что это не так. Пусть малыш постарается обнаружить различия. Можно еще подобрать несколько картинок с нелепым содержанием и попросить ребенка найти несоответствия.
ГДЕ ЧЕЙ ДОМИК?
(развитие устойчивости внимания)
Предложите ребенку рисунок с изображением разных зверюшек, каждая из которых спешит в свой домик. (У нас это будут Смешарики ). Кстати, такой рисунок можно сделать самим. Линии соединяют животных с их домиками. Нужно определить, где, чей домик, не проводя карандашом по линиям. Если же задание сложно для ребенка, тогда разрешите воспользоваться карандашом, но со временем отложите карандаш в сторону.
Если ребенок справился с заданием, переходим к лабиринтам. Для младших школьников можно подобрать задания посложнее.
УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ УСТОЙЧИВОСТИ И ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ
Можно поиграть и так. Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка, цветок и т. д. Ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если малыш сбивается, начинайте игру с начала.
В другой раз предложите, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объедините первое и второе задания, т.е. малыш хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает при произнесении слов, обозначающих какое-либо растение.
Такие и подобные им упражнения развивают внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а, кроме того, расширяют кругозор и познавательную активность ребенка. Хорошо проводить такие игры с несколькими детьми, желание, азарт и приз победителю сделают их еще более увлекательными.
УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УСТОЙЧИВОСТИ И ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ
Дайте ребенку небольшой текст (газетный, журнальный) и предложите, просматривая каждую строчку, зачеркивать какую-либо букву (например, А). Фиксируйте время и количество ошибок. Ежедневно отмечайте результаты в графике и проанализируйте их. Порадуйтесь вместе с малышом успехам. Затем для тренировки распределения и переключения внимания измените задание. Например, так: «В каждой строчке зачеркни букву А, а букву П – подчеркни». Или так: «Зачеркни букву а, если перед ней стоит буква Р, и подчеркни букву А, если перед ней стоит буква Н». Фиксируйте время и ошибки. Не забудьте похвалить малыша.
Для выполнения этого упражнения так же можно использовать корректурные пробы.
Для дошкольников, которые еще не выучили буквы можно подобрать корректурные пробы с изображением знакомых им предметов или геометрических фигур. Даем инструкцию: Зачеркни все кружочки или зачеркни все квадраты, а треугольники обведи.
Младшим школьникам можно предложить отыскать знакомые слова вот в таком наборе букв.
ИГРА «МАЛЕНЬКИЙ ЖУК»
«Сейчас мы будем играть в такую игру. Видишь, перед тобой поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь передвигать по полю жука в нужном направлении. Делай это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя! Внимание? Начали. Одна клеточка вверх, одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Покажи, где остановился жук».
Если ребенок затрудняется выполнять задание мысленно, то сначала можно позволить ему показывать пальчиком каждое движение жука, или изготовить жука и двигать его по полю. Важно, чтобы в результате ребенок научился мысленно ориентироваться в клеточном поле.
Такое поле для жука можно нарисовать самому и задания для жука можно придумать самые разные. Когда поле из 16 клеток будет освоено, переходите к движению по полю из 25, 36 клеток, усложняйте задания ходами: 2 клетки наискосок вправо, вниз, 3 клетки влево и т. д.
УПРАЖНЕНИЕ, НАПРАВЛЕННОЕ НА УВЕЛИЧЕНИЕ УРОВНЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВНИМАНИЯ
(развитие умения выполнять несколько дел одновременно)
Прочитайте вслух небольшое предложение. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Дети должны запомнить текст и сосчитать число ударов.
В процессе занятий количество предложений, используемых в тексте, увеличивается.
Например, читаете предложение: «За окном на дереве сидят снегири и синички». При этом незаметно делаете 4 удара.
ВЫПОЛНИ ПО ОБРАЗЦУ
(тренировка концентрации внимания)
Упражнение включает в себя задание на прорисовку достаточно сложных, но повторяющихся узоров. Каждый из узоров требует повышенного внимания ребенка, т. к. требует от него выполнения нескольких последовательных действий:
а) анализ каждого элемента узора;
б) правильное воспроизведение каждого элемента;
в) удержание последовательности в течение продолжительного времени.
Такие узоры можно придумать и нарисовать самим.